Госуслуги личный кабинет

Госуслуги представляет собой портал государственных услуг Российской Федерации, получение которых возможно непосредственно через сеть Интернет.

Госуслуги - портал государственных услуг Российской Федерации
Госуслуги

Ознакомиться с полным перечнем государственных и муниципальных услуг на портале позволит каталог, обратиться за их получением — личный кабинет.

Для того, чтобы пользоваться доступными на портале услугами, прежде всего понадобится осуществить процедуру регистрации. Для этого необходимо перейти по ссылке «Личный кабинет», представленной в правом верхнем углу веб-ресурса, после чего на странице входа в систему выбрать ссылку «Зарегистрируйтесь».

В целом регистрация на Госуслуги откроет полный доступ к имеющимся на портале сервисам. В ходе регистрации понадобится указать фамилию и имя, номер мобильного телефона и адрес электронной почты. После заполнения необходимой информации потребуется нажать на кнопку «Зарегистрироваться». Следует учесть, что регистрируясь на портале и получая доступ в личный кабинет, Вы автоматически соглашаетесь с Условиями использования Единой системы идентификации и аутентификации и Политикой конфиденциальности (ознакомиться с ними можно по соответствующим ссылкам).

Госуслуги - Регистрация
Регистрация

После этого на указанный Вами номер телефона будет отправлено смс-сообщение с кодом подтверждения регистрации на Госуслуги. Таким образом завершается первый этап — регистрация упрощённой учётной записи.

Следующим шагом регистрации и получения доступа в личный кабинет становится подтверждение личных данных и создание стандартной учётной записи. При этом Вам потребуется заполнить профиль пользователя, подразумевающий указание СНИЛС и данных документа, удостоверяющего личность (это может быть паспорт гражданина России либо документ иностранного государства). Указанные данные будут отправлены для проверки ФМС РФ и Пенсионного фонда РФ. После этого на указанный Вами адрес электронной почты будет отправлено сообщение с результатами проведённой проверки.

Что касается СНИЛС (который указывается при регистрации, необходимой для получения доступа в личный кабинет), он представляет собой страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования и указывается на страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования («зелёная» пластиковая карта). На данный номер передаются сведения об отчислениях, которые делает работодатель в счёт пенсии работника. Кроме того, на СНИЛС хранятся сведения о стаже и заработной плате. При наступлении пенсионного возраста эти данные пересчитываются в пенсию. Получить более подробную информацию по СНИЛС можно на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации.

СНИЛС - Страховой номер индивидуального лицевого счёта
СНИЛС

После создания стандартной учётной записи на Госуслуги Вы можете приступить к созданию подтверждённой записи. Для этого Вам понадобится обратиться в Центр обслуживания, получить код подтверждения личности по почте либо воспользоваться Усиленной квалифицированной электронной подписью или Универсальной электронной картой (УЭК). Однако, следует учесть, что с 2017 года выпуск УЭК прекращён, в связи с чем авторизоваться или подтвердить учётную запись возможно только с ранее выпущенными картами, срок действия которых ещё не закончился.

Для получения доступа в личный кабинет путём подтверждения личности с помощью Усиленной квалифицированной электронной подписи или УЭК Вам понадобится подготовить физический носитель (токен или смарт-карту) с электронной подписью пользователя, которая была выдана аккредитованным удостоверяющим центром, ознакомиться с полным списком которых позволяет портал Госуслуги. Следует учесть, что для некоторых носителей электронной подписи потребуется установка специальной программы – криптопровайдера (например, КриптоПро CSP). Для использования УЭК также потребуется установить криптопровайдер — КриптоПро УЭК CSP. При подтверждении личности с помощью электронной подписи также понадобится установка плагина для браузера.

Госуслуги - Список аккредитованных организаций
Список аккредитованных организаций

В ходе подтверждения личности Вам потребуется выбрать электронную подпись в качестве способа такого подтверждения. Также понадобится выбрать сертификат ключа проверки электронной подписи (если у Вас имеется несколько сертификатов). Затем необходимо ввести PIN-код для считывания электронной подписи и подписать заявление на подтверждение учётной записи. В результате произойдёт проверка электронной подписи, и если она окажется успешной, учётная запись станет подтверждённой.

Осуществить регистрацию на Госуслуги можно не только на портале государственных услуг РФ, но также и в Центрах обслуживания пользователей, с полным перечнем которых можно ознакомиться на сайте. К слову, информация может быть представлена как на карте нужного Вам города, так и в виде списка с указанием контактной информации, перечня оказываемых услуг, часов работы и другой важной информации. Стоит отметить, что при обращении в Центры обслуживания сразу создаётся подтверждённая учётная запись и Вы получаете полный доступ ко всем электронным государственным и муниципальным услугам.

Госуслуги - Центры обслуживания
Центры обслуживания

Помимо регистрации учётной записи Центры обслуживания предоставляют оказание иных процедур, в числе которых представлены подтверждение личности (в том случае, если ранее Вы самостоятельно регистрировались на Госуслуги), восстановление доступа к подтверждённой учётной записи, а также удаление такой записи. При этом Вам потребуется иметь при себе паспорт и СНИЛС — Страховой номер индивидуального лицевого счёта.

Таким образом, Госуслуги предоставляет три типа учётных записей, среди которых представлены упрощённая, стандартная и подтверждённая записи. Первая предоставляет ограниченный доступ к государственным и муниципальным услугам, вторая открывает доступ к расширенному перечню услуг, третья позволяет воспользоваться полным доступом.

После завершения процедуры регистрации Вы сможете получить доступ в Госуслуги личный кабинет. При этом Вам потребуется ввести номер мобильного телефона или адрес электронной почты, указанные при регистрации, а также имеющийся пароль, после чего нажать на кнопку «Войти». При необходимости Вы можете отметить пункт «Чужой компьютер».

Вход в Госуслуги личный кабинет
Вход в личный кабинет

Осуществить вход в личный кабинет можно также с помощью СНИЛС либо электронных средств. В первом случае Вам понадобится указать Страховой номер индивидуального лицевого счёта и пароль, во втором — присоединить к компьютеру носитель ключа электронной подписи.

В том случае, если Вы не можете осуществить вход в кабинет Госуслуги, так как не помните свой пароль, перейдите по ссылке «Восстановить пароль». После этого Вам будет предложено указать номер мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые будет отправлена информация для восстановления. Такой способ восстановления применяется для упрощённой учётной записи. Если у Вас стандартная или подтверждённая запись, для восстановления пароля система также потребует указать СНИЛС. Если восстановить доступ самостоятельно не удаётся, Вы можете обратиться в ближайший Центр обслуживания пользователей с паспортом и СНИЛС. Также можно обратиться к специалистам Госуслуги по представленным на портале номерам телефона.

Госуслуги личный кабинет - Восстановление пароля
Восстановление пароля

В целом личный кабинет на портале Госуслуги предназначен для хранения всей информации, касающейся заказанных услуг, обращений и платежей. Здесь же можно настроить уведомления, следить за ходом рассмотрения заявлений и статусом платежей. Кроме того, в личном кабинете Вы сможете изменить контактную информацию и адрес местонахождения. В свою очередь внесённые изменения личных документов проходят обязательную проверку в соответствующих ведомствах, и если эти данные не будут подтверждены, изменения не произойдут.

Следует отметить, что по умолчанию отображаются только заявления, поданные в течение последних 30 дней. В том случае, если Вам необходимо посмотреть заявления за более ранний период, следует обратиться к ленте уведомлений кабинета Госуслуги. Там же можно проверить статус нужного Вам заявления.

Госуслуги — это не только возможность обращения к государственным и муниципальным услугам, но также совершение оплаты. Так, портал позволяет совершать оплату штрафов, налоговых задолженностей, требований по исполненному листу ФССП России, услуги ЖКХ, государственные пошлины и другое. Своим пользователям Госуслуги предоставляет различные способы оплаты, среди которых доступны банковские карты (MasterСard, Visa и Мир), электронные кошельки (Webmoney, Яндекс.Денег), мобильный телефон (работа осуществляется со всеми федеральными операторами) и банковская квитанция (при этом потребуется скачать или переслать на электронную почту необходимую квитанцию).

Госуслуги - Способы оплаты
Способы оплаты

В том случае, если Вы осуществили оплату, но она по каким-либо причинам не прошла, Вам необходимо обратиться в службу поддержки портала. При этом понадобится сообщить номер транзакции, а также дату произведённого платежа. Для просмотра информации о проведённых платежах необходимо обратиться ко вкладке «Платежи» в ленте уведомлений личного кабинета.

Отображаемая в разделе «Платежи» информация может иметь такие статусы, как «Платёж в обработке» (в этом случае обработка платежа не завершена), «Платёж принят» (расчётный банк принял информацию о платеже для перечисления денежных средств получателю платежа), «Платёж проведён» (обработка платежа успешно завершена и денежные средства перечислены получателю), «Платёж отказан» (в процессе обработки платежа произошла ошибка) и «Отменён» (платёж был принят, но позже отменён ввиду невозможности перечисления денежных средств).

Госуслуги - Статусы информации по платежам
Статусы информации по платежам

Для того, чтобы получить доступ в личный кабинет в любое удобное для Вас время, предусмотрено мобильное приложение, скачать которое можно по соответствующим ссылкам на портале Госуслуги. При этом прямо на главной странице приложения будет отображаться информация об изменении статуса Вашего заявления, необходимости смены паспорта, водительских прав и другое. Здесь же будет отображаться информация, касающаяся штрафов или задолженностей, напоминаний о посещении того или иного ведомства или врача. Все сообщения в мобильном приложении отображаются в хронологическом порядке. При этом Вы можете открывать только новые события либо фильтровать имеющийся список по типу оповещений.

Госуслуги - Мобильное приложение
Мобильное приложение

Для входа в личный кабинет мобильного приложения Вам также понадобится осуществить процедуру регистрации, требующую указания имени и номера телефона. Осуществлять вход в мобильное приложение можно по пин-коду либо с помощью отпечатка пальца (в зависимости от возможностей мобильного устройства). При этом не потребуется запоминать логин и пароль.

Немаловажным при работе с порталом Госуслуги является указание региона Вашего местоположения. Именно от данных сведений будет зависеть перечень доступных услуг, а также условия их предоставления. Выбрать регион можно по соответствующей ссылке, доступной в верхнем правом углу сайта. При этом регион может быть определён автоматически либо выбран вручную.

Госуслуги - Выбор региона
Выбор региона

Ознакомиться с полным перечнем услуг, получение которых возможно через Госуслуги личный кабинет, можно в каталоге. Для удобства все услуги объединены в категории. Кроме того, для ознакомления с нужной услугой можно обратиться к поиску по органам власти, предоставляющим те или иные услуги, либо по жизненным ситуациям, к которым они относятся. Обратиться за получением услуг могут различные категории пользователей: физические лица (автовладельцы, родители и дети, будущие пенсионеры, пенсионеры и инвалиды), юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Госуслуги - Каталог услуг
Каталог услуг

Важное значение имеет защита персональных данных на портале Госуслуги. Регулярно проводится работа, касающаяся анализа возможных угроз, на основе которых и сформированы требования по защите информации при использовании портала. К числу механизмов безопасности относятся межсетевые экраны, средства анализа содержимого, средства предотвращения вторжений, антивирусные средства, средства мониторинга и контроля защищённости.

Для безопасной работы через личный кабинет Госуслуги также важно соблюдать ряд требований. Так, использовать исключительно лицензионное программное обеспечение, устанавливать все необходимые обновления безопасности, устанавливать и регулярно обновлять лицензионное антивирусное программное обеспечение, а также проводить проверку на отсутствие вирусов. Кроме того, важно не загружать программы и данные из непроверенных источников, не заходить в личный кабинет со случайных компьютеров, не передавать кому-либо токены для авторизации на портале, либо информацию, необходимую для осуществления входа в кабинет, следить за сохранностью средств доступа.

Госуслуги - Информация о защите персональных данных
Информация о защите персональных данных

В том случае, если при работе на Госуслуги у Вас возникли вопросы, Вы можете обратиться в раздел «Помощь и поддержка», где представлены материалы, касающиеся часто задаваемых вопросов, в том числе и связанных с таким сервисом, как личный кабинет. В том случае, если Вы не смогли отыскать информацию на свой вопрос среди представленной, обратитесь к специалисту службы поддержки в Telegram. Также можно обратиться к специалистам через предложенные социальные сети либо по указанным номерам телефона.

Для обращения к специалистам портала Госуслуги Вы также можете воспользоваться формой обратной связи. При этом Вам потребуется выбрать тему сообщения (регистрация на портале, использование портала, оплата услуг/штрафов/начислений, отзыв/пожелание/идея по работе портала, работа мобильных приложений или другое) и ввести текст своего сообщения. Также в предложенной форме понадобится указать фамилию, имя и отчество, ссылку на страницу, адрес электронной почты и номер телефона. После заполнения всей необходимой информации следует нажать на кнопку «Отправить».

Госуслуги - Форма обратной связи
Форма обратной связи